Кажется, что раннюю биографию Николая Губенко можно восстановить по одному из самых трагических и пронзительных его фильмов — «Подранки», хотя автор и говорит, что картина автобиографична только наполовину.
Как и герои этого фильма, он рано остался без родителей, долго не верил в гибель отца и до 16 лет ждал его возвращения; как и они, тепло относился к преподавателям школы-интерната, в которой воспитывался.
Николай Губенко появился на свет во время бомбежки в катакомбах Одессы. Шел первый год войны. Его отец погиб на фронте, так и не увидев новорожденного сына, а мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признается, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.
«Подранки» (Николай Губенко, 1976)Кирилл Разлогов12 мин
Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков, готовивший разведчиков, журналистов, переводчиков или дипломатов. Однако институт в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать себе новую профессию. Так он стал актером. Сначала поработал в Одесском театре юного зрителя, а затем уехал учиться в Москву. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
«Юноша из провинции, достаточно невоспитанный, дурно одетый, с одесским блатным акцентом, не знающий в должной степени литературы (за исключением школьной программы), встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству».
Николай Губенко
На втором курсе молодой актер был утвержден на роль в фильме «Застава Ильича». Гонорар для нищего студента оказался баснословным — 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал — и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере. Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.
Со сцены на трибуну
Одну из важнейших театральных ролей в своей жизни актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий, актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.
Николай Губенко (справа) и Владимир Высоцкий
Николай Губенко
Николай Губенко
В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко — «Настасья и Фомка». Через три года автор снял и первую полнометражную драму — «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин. Работая над своими картинами, Губенко действует по принципу Николая Гоголя: писать (снимать) только о том, что видел, что очень хорошо знает. Вот и получилось, что для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня, а материал для драмы «Запретная зона» готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон окружающих его людей.
«У меня дома — километры фонограмм разговоров с людьми о жизни. Все диалоги не могут лечь в основу сценария, но живость человеческой речи всегда была почерпнута оттуда».
Николай Губенко
Режиссуру Николаю Губенко пришлось осваивать не только в кино. В конце восьмидесятых он становится главным режиссером Театра на Таганке, а после возвращения туда Любимова и раскола труппы Губенко занимает пост руководителя театра «Содружество актеров Таганки».
В этот же период Николай Николаевич вступает на самую, пожалуй, ответственную должность в своей жизни: с ноября 1989 года по август 1991 года он был министром культуры СССР. И хотя Губенко шутит, что при повторном назначении тут же подал бы в отставку — слишком уж сильно повлиял этот пост на его творческие планы, — он до сих пор активно занимается политикой, с 2009 года являясь заместителем председателя Московской городской думы.