Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Петровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых.

Главные принципы петровского барокко — рационализм, простота и уравновешенность. Внешне здания петровского времени — это преимущественно прямоугольные, симметричные постройки. Центральная часть иногда возвышается на основной линией здания и украшается — портиком или скульптурой. Фасад чаще покрашен в красный цвет, а белым на нем выделены элементы архитектурных ордеров — как правило, это плоские русские «лопатки» или пилястры, а не классические колонны. Окна декорированы наличниками с «ушками» по углам, на скатах крыш — специальные проемы — люкарны.

Меншиковский дворец

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы — царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

С дворцом связана городская легенда: Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Для того чтобы погасить этот долг, он продал кое-что из обстановки своего дворца. Петр Меншикова пристыдил: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей». Меншиков волю царя исполнил, и его дом снова засиял богатым убранством.

Летний дворец Петра I

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Летний дворец Петра I, построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.

Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно — их украшают терракотовые барельефы — иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой — в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Петропавловский собор

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Петропавловский собор, строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви 1703 года, долгое время был самым высоким зданием России. Высота колокольни, с которой и было начато строительство, составляла 122,5 метра. При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене). Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Палаты Кикина — один из старейших частных домов Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Васильевича Кикина, соратника Петра I. Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий Большой дворец в Петергофе. После того как Кикин, обвиненный в государственной измене, был казнен, в палатах разместили тогда не имевшую своего здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.

При Кикине палаты были одноэтажными (их возвели по проекту Шлютера), позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда рядом появились казармы для полка Конной гвардии, в палатах разместился лазарет и канцелярия. Большой зал переделали в полковую церковь — в средней части палат появилась деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание еще неоднократно перестраивалось. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, — после окончания войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Монплезир

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Небольшое здание было построено по рисункам царя архитекторами Андреасом Шлютером и сменившим зодчего после его смерти Иоганном Фридрихом Браунштейном. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.

Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра — Москве с ее Георгием Победоносцем надо было что-то противопоставить, а будущую обитель он видел главным русским монастырем. На сегодняшний день самой старой церковью в монастыре, вокруг которой и строилась обитель, является Благовещенская (1717–1724). Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре. Впоследствии в этой церкви были захоронены члены императорской фамилии и царские сановники.

Кунсткамера и Академия наук

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер — кунсткамеры. Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища». Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Марли

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа. Двухэтажным дворец решили делать не сразу: сначала Петр распорядился возвести одноэтажное здание, и уже когда оно было подведено под крышу, было решено построить второй этаж. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных комнат, связанных одной галереей. В Марли приезжали члены царской семьи — Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским, Николай I с Александрой Федоровной. Здание использовалось и как место хранения личных вещей Петра I — одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Некоторые экспонаты и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, развернутой в залах Марли.

Павильон Эрмитаж

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Эрмитаж был построен согласно бытовавшей тогда моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер прорыли ров, через который был перекинут разводной мост.

В нижнем этаже Эрмитажа располагались хозяйственные помещения — чулан, кухня, буфет, оттуда на специальных подъемниках на второй этаж доставляли еду. Гости также поднимались на своеобразном лифте — подъемном кресле. Правда, после того, как во время посещения Эрмитажа Павлом I один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.

Здание государственных коллегий

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

culture.ru